Ярый воск топили значение гадания

«. Раз в крещенский вечерок девушки гадали…»

По народному поверью, в святочный период — от Рождества 7 января вечером и до Крещения 19 января — проходят святочные гадания. Младенец Христос уже родился, но еще не крещен, поэтому по земле свободно бродят духи, чтоб не сказать черти, и приоткрываются таинственные двери в будущее.

На Святки гадания самые верные и именно в этот период наши предки пытались выведать свою судьбу. Вещие гадания проводились в полночь — как раз на стыке дня вчерашнего и завтрашнего. Именно в этот момент граница между настоящим и потусторонним миром очень прозрачна и тонка!

Гадание в христианстве считается грехом, но в святки можно было гадать на женихов, узнавать о будущем урожае, предсказывать погоду. А грехи после смывали в Крещение в ледяной проруби.

«. Раз в крещенский вечерок девушки гадали,

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном слушали; кормили

Счетным курицу зерном; ярый воск топили;

Святочные гадания особенно нравились молодым девушкам на выданье, они очень сильно хотели узнать выйдут ли замуж, каким будет у них муж. Гадали там, где может обитать нечистая сила: в банях, в подвалах, на чердаках, в кладовках. В доме выходить на контакт с нечистью можно было только ночью, а для защиты обязательно зажигать свечи.

Орест Кипренский открывает в русском искусстве тему гадания как символа общения с неведомым один на один, без посредников, изображая за гаданием иностранку в национальном костюме.

Глядя на пламя горящей свечи, девушка формулировала свой вопрос таким образом, чтобы на него можно было получить ответ «да» или «нет». Если пламя у свечи было высокое: ответ – «да», если низкое – «нет».

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима…А.Пушкин

Николай Пимоненко изображает двух крестьянок на Святки, напоминая зрителю, что гадать лучше всего не в одиночку. Это не так страшно, к тому же подруга может помочь с расшифровкой знаков, особенно когда речь идет о таком сложном гадании, как литье воска.

Девушки зажигали свечку и капали воском в чашку с водой. Чтобы воск «чудно-вылитым узором что-то чудное гласил», гадательницы рассматривали тень от застывшей восковой кляксы, проецируя ее с помощью свечи на стену.

В отличие от Пимоненко, изобразившего незамужних простоволосых девушек, художник XIX века Егор Солнцев пишет девушек в шапочках-«сороках», украшенных жемчугом и лентами. Это самый дорогой элемент народного костюма. В зажиточных крестьянских семьях молодым девушкам разрешалось надевать такой головной убор лишь по самым большим праздникам, например в преддверии Рождества.

А Константин Маковский за колоритными деталями отправляется в глубь веков — его картина про гадание с помощью той же курицы изображает явно допетровское время.

На ней, в небольшой светлице, девушки затеяли гадать на женихов. Взяли зерна, воду, монеты и зеркало, принесли гордого петуха с синим хвостом и сели смотреть, к чему птица потянется. Если к зерну и монетам – муж будет богатым. Если к зеркалу – красивым. Если к воде – будет пить. На лицах девушек веселое любопытство, все хотят посмотреть, что же выберет петух.

Избежать неловких ситуаций с выбрасыванием из окна башмаков или окликанием прохожих (имя первого встречного и будет именем суженого) помогал еще один, наиболее привычный способ гадания — на картах, который в России в XIX веке имел широкую популярность.

На картине молодая девушка гадает своей подруге.

Карты предсказывают «позднюю дорогу, свидание с бубновым королем и сердечные хлопоты». Девушка держит в руках пикового туза острием вверх, что может означать скорое веселое застолье или праздник.

В картинах нашего современника, художника Юрия Сергеева юных героинь учат гадать их бабушки, по случаю тоже празднично разодетые.

Самым страшным святочное гадание считалось, когда образ появлялся воочию перед взором гадающей девицы при помощи зеркал, по народным поверьям имеющих связь с потусторонними мирами. Выставленные друг против друга два зеркала в отражении создавали коридор, откуда должен был показаться суженый. И что интересно, если девушка не была знакома с будущим супругом, то она видела лицо своего суженого, а если была с ним знакома, то затылок.

В чистом зеркала стекле

В полночь, без обмана

Ты узнаешь жребий свой…»

Романтическая, мистическая атмосфера гадания крещенским вечерком, созданная поэтом, вдохновила и художников — тем более что Светлана описана была как красавица. Эффект был таким сильным, что иллюстрация к балладе Жуковского «Светлана» стала, пожалуй, единственной картиной на «русскую народную» тему Карла Брюллова.

Этот же сюжет иллюстрировал и другой художник XIX века Александр Новоскольцев, но его героиня выглядит слишком уж бесстрашной, напоминая опытную гадалку. Отсюда куда более опасный способ ворожбы — не с одним, а с двумя зеркалами.

Верить или нет гаданиям – решает каждый самостоятельно. Но старинные ритуалы помогают верить в чудеса, позволяют хотя бы на некоторое время оказаться в таинственном мире грез, доброй старины и сказки.

Источник

Раз в крещенский вечерок. (только начало . )

Вы любите мистику? А я очень люблю и мне нравилось в ночь Ивана Купала опускать венок на воду. А на святках гадать с зеркалом, воском или жженой бумагой.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Помните это произведение В.А. Жуковского?

А я помню. Сейчас современные девушки не интересуются по большой части никакими мистическими штучками. А ведь это произведение прямо энциклопедия, как сейчас любят говорить мастер-класс по Крещенским(Святочным)гаданиям. У нас компания не смотря на возраст(наши дети сами почти все женихи и невесты уже)на святках гадает. Нет мы конечно же не высматриваем женихов(суженых ряженых), но воск и жженая бумага присутствует обязательно.

Читая строчки можно прямо брать и выполнять.

За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали

Девушка брала свою обувь и кидала за спину, а потом с подругами смотрели куда носок указывает. В той стороны жених проживает.

Дождавшись, когда всё вокруг стихнет(ночью и лучше при луне), выходили за ворота, набирали пригоршнями снег и бросали против ветра. Если снег падал быстро и с шорохом(шелестом, звуком), то будет жених молодой и веселый, а если без звука вкривь и вкось(но тут это для каждого своё) – за старика ей выйти суждено.

Поздним вечером, подходили к окнам и подслушивали разговор. И каким был разговор, не о чем, а по интонациям, такой и жизнь будет в замужестве.

кормили счетным курицу зерном

Приносили курицу(или петуха). На полу рассыпали подсчитанные зерна, а в полночь отпускали птицу. Если курица/петух склевал/а все зерно, год ожидался удачным, а девушка, что рассыпала зерно, благополучно выйдет замуж. Если птица склевал несколько зерен, то их количество подсчитывали и узнавали, в какой период произойдет загаданное событие(зерен могло быть по количеству дней, недель, месяцев). Если же петух/курица совсем не клевал зерна, это предвещало девушке неудачный год.

В миску наливали холодную воду, растапливали воск или прямо со свечи капали/лили и смотрели, что Получалось.

1. Если лили, то вытаскивали и смотрели на что похожа фигурка.

2. Если капали со свечи, то потом рассматривали тени на дне миски, что увидят, на что похоже.

Тут фантазия помогала и ощущение чего-то мистического, запретного.

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Девушки, что собрались гадать, приносили или снимали с себя украшение и опускали в приготовленную чашу. Потом все, чьи украшения в чаше, отворачивались, а одна лила воду, чтобы украшения перемешались и накрывала блюдо платком(чаще белым), но лучше просто новым. Пели песни, но могли и не петь, а говорить различные наговоры/заговоры. Потом в слепую доставали вещь и чья она была та и должна в этот год выйти замуж.

Это только маленькая часть, но скоро расскажу еще несколько Святочных гаданий и не только.

Читайте также:  Гадание в челябинске бесплатно

Источник

Крещенский сочельник. Баллада Жуковского «Светлана»

Константин Маковский (1839—1915). Святочное гадание (1900-е)

Многие из нас со школьной скамьи помнят балладу русского поэта Василия Андреевича Жуковского (1783—1852) «Светлана» (1808—1812). Вот её начало.

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Из него понятно, что действие баллады происходит в Крещенский сочельник«крещенский вечерок», а девушки заняты одним из самых таинственных святочных обрядов — обрядом гадания. В старину он был популярен среди людей, которые хотели узнать, что их ждёт в будущем, но, главным образом, к нему прибегали незамужние девушки, стараясь предсказать, скоро ли им идти под венец, и каким будет их суженый. Для этого применяли различные виды гаданий, самые значительные из которых упомянул Жуковский. Попытаемся немного рассказать о каждом из них.

За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали

Девушки выходили во двор, снимали с левой ноги баш­мак и кидали его за ворота на улицу, чтобы уз­нать, где живёт суженый, а потом смотрели, в какую сторону он обращен носком. Куда ляжет носком, в ту сто­рону будет отдана замуж кидающая. Если же башмак лежал носком к воротам, из которых его выкинули, это означало, что в наступившем году девушке суждено жить дома и не выходить замуж.

Снег пололи

В этом гадании участвовал не только снег, но и скатерть, которую девушки выносили на двор, взяв за края, разворачивали и насыпали в неё немного снега. Затем, раскачивая скатерть и подбрасывая снег, приговаривали: «Полю, полю бел снег среди поля. Залай, залай, собаченька; дознай, дознай, суженый!» Произнося эти слова, каждая девушка прислушивалась к лаю собак. Хриплый лай означал, что муж будет стариком, звонкий — молодым, а густой — вдовцом.

Под окном слушали

Девушки ходили по деревне, останавливаясь под окнами или у дверей чужих домов и прислушиваясь к разговору. По нему определяли характер будущего мужа. Весёлый разговор сулил весёлого мужа, скучный — зануду, нетрезвый — мужа-пьяницу. Кроме того, имел значение и возраст собеседников, по которому делали вывод о том, будет ли муж старым или молодым.

Бывало и так, что наиболее отважные девушки в полночь, когда не было службы, подходили к церкви, стараясь услышать за церковным дверями и окнами какое-либо пение. Если гадальщице представлялось, что она слышит венчальное пение, то это означало скорое замужество; а если «со святыми упокой» — смерть в наступающем году.

Кормили счетным курицу зерном

Данное гадание заключалось в следующем. Снимали с насеста курицу и давали ей поклевать зерно. Затем зерно пересчитывали. Если число оказывалось парным (чётным), это означало скорое замужество, в противном случае гадальщице предстояло сидеть в девках до следующего года.

Ярый воск топили

Гадание на воске было очень употребительным во время святочных вечеров. Оно совершалось следующим образом. Растапливали воск и вливали его в стакан с холодною водою. Затем сведущий в гадании человек (обычно старая нянюшка или ворожея) делал предсказания по образовавшимся фигуркам: нечто похожее на церковь означало венчание, на яму или пещеру — смерть.

Песенки подблюдны

Во время святочных вечеров одним из самых рас­пространенных было подблюдное гадание. Девушки собирались в какой-нибудь избе, складывали свои кольца или любой другой предмет («перстень золотой, серьги изумрудны») в блюдо, наполненное водой, («чашу с чистою водой»), накрывали его платком («расстилали белый плат») и исполняли специально предназначенные для гадания песни («над чашей пели в лад песенки подблюдны»). После каждой такой песенки блюдо встряхивали, украшения перемешивались, и одна из девушек, пытаясь узнать свою судьбу, наугад вынимала из блюда одно из них. Если оно принадлежало гадальщице, это говорило о том, что слова песни сбудутся; если же украшение было чужим, то и слова песни к ней не относились. В балладе Жуковский использовал одну из самых распространённых подблюдных песен. Вот один из её оригинальных вариантов.

Подблюдная песня «Идет кузнец из кузницы»

Идет кузнец из кузницы.
«Ты кузнец, ты кузнец!
И ты скуй мне венец!
Из остаточков мне
Золот перстень,
Из обрезочков мне
Булавочек.
Уж и тем-то мне венцом
Венчатися,
Уж и тем мне кольцом
Обручатися,
Уж и теми булавками
Притыкатися».
Уж кому же мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Скоро сбудется,
Не минуется.

Зеркало с свечою

Картина Карла Брюллова (1799—1852) «Гадающая Светлана» (1836), Художественный музей, Нижний Новгород.

Но самым отчаянным и самым, по всеобщему мнению, действенным было гадание с зеркалом и свечою. Не случайно героиня баллады Жуковского решается на него после года разлуки с милым другом, когда от него нет никаких вестей.

Для данного гадания выбирали какое-нибудь темное, уединённое помещение, в котором на стол ставили зеркало, а перед ним зажженную свечу. Гадающая девушка садилась за стол и смотрела через свечу в зеркало, где старалась увидеть своего суженого, произнося: «Суженый, ряженый покажись мне в зеркале!»

Иногда для этих целей применяли не одно, а два зеркала: стоящее на столе и стенное зеркало. Направленные друг на друга они образовывали нечто, напоминающее длинный коридор, освещенный огнями. Зеркала должны были быть безукоризненной чистоты, без пузырей и других изъянов. Затем из комнаты выгоняли кошек, собак и птиц, а также просили удалиться посторонних людей. Оставшиеся, соблюдая тишину и глубокое молчание, стояли в стороне. От них требовалось не смотреть в зеркало, не подхо­дить к гадающему лицу и не разговаривать. Гадающая девушка должна была смотреть в зеркало пристально и неподвижно, направляя свой взор в конец представившегося ей коридора.

Нередко суженого приглашали разделить трапезу со своей любезной, поставив на стол всё необходимое кроме вилок и ножей: два прибора, хлеб, соль и ложки. Все окружающие выходили, а девушка, оставшись одна, запирала двери и окна, садилась за стол и начинала ждать суженого, произнося: «Суженый, ряженый приди ко мне поужинать!»

Вот в светлице стол накрыт
Белой пеленою;
И на том столе стоит
Зеркало с свечою;
Два прибора на столе.
«Загадай, Светлана;
В чистом зеркала стекле
В полночь, без обмана
Ты узнаешь жребий свой:
Стукнет в двери милый твой
Легкою рукою;
Упадет с дверей запор;
Сядет он за свой прибор
Ужинать с тобою».

Самое интересное начиналось в полночь, когда вызванный поневоле суженый приходил в гадательную комнату и смотрел в зеркало через плечо своей избранницы. При его приближении нередко завывал ветра, а иногда доносился и смрадный запах. Девушка рассматривала черты лица и одежду призрака и даже иногда спрашивала его имя.

Подпершися локотком,
Чуть Светлана дышит…
Вот… легохонько замком
Кто-то стукнул, слышит;
Робко в зеркало глядит:
За ее плечами
Кто-то, чудилось, блестит
Яркими глазами…
Занялся от страха дух…
Вдруг в ее влетает слух
Тихий, легкий шепот:
«Я с тобой, моя краса;
Укротились небеса;
Твой услышан ропот!»

Ошибка Светланы заключалась в том, что она пренебрегла правилами «техники безопасности» при гадании. Во-первых, она должна была очертить зажженною в сочельник лучинкою круг; во-вторых, ни в коем случае не оглядываться, в-третьих, чтобы избежать затянувшегося визита, зачурать гостя, произнеся: «Чур меня! чур моего места! чур моей загадки!» Иначе привидение вытворяло всяческие проказы, а при чурании оно должно было исчезнуть. И, наконец, на крайний случай (если не поможет зачурание) Светлане было необходимо взять с собой петуха, пение которого, по мнению многих гадателей, имело способность отпугивать пришельцев с того света. Кстати говоря, данное поверье, по всей видимости, было известно Жуковскому. Эпизод в избушке, когда Светлана находится одна с угрожающим ей мертвецом, имеет сходство с сюжетом некоторых северных русских сказок, где героине в подобной ситуации помогает петух. Правда, Жуковский ввёл в повествование более «поэтичную» птицу — голубя.

Как известно, баллада имеет счастливый конец. Ночные кошмары оказываются сном, Светлана пробуждается и видит жениха: «статный гость к крыльцу идет», «та ж любовь в его очах». Но это в произведении поэта-романтика. В жизни всё намного сложнее.

Источники:
Жуковский В. А. Баллады. Поэмы и сказки. М., 1982.
Забылин М. русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1990.
Сахаров И. П. Сказания русского народа. Т. I. С.-Петербург, 1885.

Источник

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Поделиться с друзьями
Гадания и гороскопы
Adblock
detector